ч | [ч'] | согласный, глухой непарный, мягкий непарный |
е | [и] | гласный, безударный |
р | [р] | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный |
н | [н] | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный |
о | [а] | гласный, безударный |
р | [р'] | согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный |
и | [́и] | гласный, ударный |
з | [с] | согласный, глухой парный, твердый парный |
ц | [ц] | согласный, твердый непарный |
а | [а] | гласный, безударный |
Сказание черноризца Храбра, созданное в первой трети X известно в настоящее время в 73 списках XIV-XVIII веков.
И вот однажды он под дубом
"старца черноризца" встретил.
И братья составляют азбуку -- кирилицу,
И книги переводят с греческого для славян,
Об этом знаем от монаха Храбра Черноризца,
Он о Кирилле и Мефодии писал
в) О письменах черноризца Храбъра
Черноризец Храбр (монах храбрый или монах Храбр), мужское имя, существует в Болгарии и сегодня, автор средневекового
тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью", - такой отрывок из "Сказания о письменах" черноризца
И братья составляют азбуку -- кирилицу,
И книги переводят с греческого для славян,
Об этом знаем от монаха Храбра Черноризца,
Он о Кирилле и Мефодии писал
Так в древнем сказании черноризца Храбра "О письменах" в редакции "Острожского букваря" Ивана Фёдорова находим: "Ведь прежде славяне, когда были язычниками
Здесь уместно вспомнить и Черноризца Храбра (ученика Кирилла и Мефодия): "Так Разоум,братие,Бог есть дал Словенам"!
Из утверждения черноризца вытекает, что число 30 букв, Кирилл взял из найденных им Евангелия и Псалтыря на существующем в то время славянском языке.
И свидетельство тому слова болгарского черноризца Храбра, написанные не позднее X века: "Прежде убо словене не имеху письменъ, ну чрътами и резами чьтеху
По дороге Вардан, громко и нервно хохоча, рассказал своим спутникам о пророчествах "шельмы-черноризца" насчет них.
-- Еще один прорицатель выискался!
Единственный дошедший до нас источник -- "Сказание о письменах" черноризца Храбра, который рассказывает в своём сочинении, что славяне, будучи язычниками
И действие "Слова о письменах" черноризца Храбра на себе испытали.
Вот мелькает впереди фигура черноризца -- наш экскурсовод спешит к нему, кланяется, целует руку, говорит что-то; монах терпеливо слушает, смиренно склонив
Согласно тексту от монаха Иакова Черноризца [5], более раннему, чем
ПВЛ, князь Владимир крестился в 988 году, (эта дата совпадает с ПВЛ,
а дальше - нет
Более ранний документ "Память и похвала князю Владимиру" (Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца) приводит точную дату вокняжения -- 11 июня
В то же время, в древнейшем описании старославянской Азбуки -- "Сказании о письменах" Черноризца Храбра, который, скорее всего, был современником её создателей
Второй источник - сказание "О письменах черноризца Храбра": "III.
Видимо, до наших дней пророчества странного черноризца страшат сильных мира сего...
Однако, ориентируясь на первородство славяно-русского языка, выраженного словами черноризца Храбра -- "Господь глаголет Адаму на Роушшком (Русском) языке