в | [в'] | согласный, звонкий парный, мягкий парный |
я | [́а] | гласный, ударный |
т | [т'] | согласный, глухой парный, мягкий парный |
и | [и] | гласный, безударный |
ч | [ч'] | согласный, глухой непарный, мягкий непарный |
а | [и] | гласный, безударный |
м | [м] | согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный |
Выяснилось, что созвучный вятичам древнерусский город Витичев не имеет версий происхождения своего имени.
Провожатый рассказал князю, что Кукшу с Никоном они вели в мешках, на головы надетых, чтоб они к вятичам не вернулись.
Однако территориальное деление не мешало всем вятичам "идти в ногу со временем".
Б.А.
Архицовский, который выделил пять основных категорий вещей, принадлежащих только вятичам, главная среди которых -- семилопастные височные кольца.
Князь сообщает, что отец его пошёл к Курску, а сам он продолжил путь к вятичам.
Действительно, к вятичам больше всех подходит определение -- сам себе на уме.
Беглым вятичам это и ближе, и сподручнее.
На Руси традиционно территория и её главное селение именовались по реке.
Поэтому... археологические памятники бассейна верхней Оки третьей четверти I тысячелетия н.э. принадлежали летописным вятичам".
(С) В.И. Агошков.
Возвращаясь к вятичам скажем, что граница их расселения на территории современной Московской области весьма отчетлива.
Согласно Летописи Калужской, проповедь евангелия Киево-Печерским иноком Кукшей вятичам и его мученическая смерть свершились в 1215 году.
Седов мудро расставил все точки над "i", воздав должное и вятичам, и их соседям северянам.
Но чётких границ в нашем понимании между племенами не было, и вятичи проникали к северянам, а те -- к вятичам.
Т.Н.
( Герман Смирнов)
Даже и не вятичам знакома эта присказка и нет, наверное, в России города, где бы не "дислоцировался" хотя бы один
Все это, заметим, справедливо и по отношению к "непо-корным" вятичам, которые стали в основном принимать хри-стианство к 15-16 вв.
Родственные вятичам радимичи жили по р. Соже, которая связывала Приднепровье с Поволжьем.
Под г.Брянском находился Свенский монастырь, который, как и Свиной шлях, указывал на принадлежность к вятичам... (е//и).
А.А.Шахматов не сомневается, что "Vantit" у Гардизи, "Vaji" у Ибн-Руста, "Wintit" у царя Иосифа, "Vabnit" у персидского анонима -- всё это соотстветствует вятичам
Старец второй поднялся:
- Завтра к вятичам в путь... Бают люди -- семерых проповедников они убили. Буду средь них веру крепить, сколь успею.
Неудивительно, что вятичам довольно долго удавалось жить обособленно, не признавая власти киевских, муромских и суздальских князей.
В 964г князь Святослав запретил вятичам платить дань хазарам и приказал везти её в Киев. Однако вятичи, видимо, не очень-то испугались князя.